Главная \ Сертификация Систем Менеджмента \ Методика оценки трудозатрат и стоимости сертификации СМ

Методика оценки трудозатрат и стоимости сертификации СМ

В СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ регулируется  документом ОГН0.RU.125 "ПОРЯДОК ОПЛАТЫ РАБОТ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ В СИСТЕМЕ"

                   Основными факторами, влияющими на стоимость работ по сертификации и инспекционному контролю систем менеджмента, являются продолжительность (трудоемкость) аудита систем менеджмента и стоимость одного человеко-дня аудита.

                   Продолжительность (трудоемкость) аудита систем менеджмента зависит от фактической численности персонала и класса сложности (риска) или состава работ.

                   Продолжительность аудита систем менеджмента может быть увеличена или уменьшена в зависимости от влияющих факторов.

                   Уменьшение или увеличение продолжительности аудита систем менеджмента не может превышать 30% от расчетной продолжительности.

Стоимость сертификации систем менеджмента Сб рассчитывается по формуле:

Сб = k × T × Дос × [1 + (Кнз + Кнр ос)/100] × (1 + Рос/100),

где:

k – повышающий/понижающий коэффициент.

Т – трудоемкость (продолжительность) аудита систем менеджмента, чел.×дни.

Дос – средняя дневная ставка эксперта органа по сертификации, руб. Кнз – норматив начислений на заработную плату, %.

Кнр ос – норматив накладных расходов органа по сертификации, %.

Рос – норматив прибыли или непредвиденного увеличения накладных расходов, %.

                   Значение коэффициента (k) варьируется от 1,3 до 0,7 в зависимости от наличия факторов, увеличивающих или уменьшающих соответственно продолжительность аудита системы менеджмента.

                   Трудоемкость одного инспекционного контроля держателя сертификата в рамках контроля выданного сертификата не превышает 70% от трудоемкости сертификации.

                   Стоимость ресертификации рассчитывается на основе обновленной информации о заявителе на сертификацию и составляет не более 80% от стоимости сертификации.

 

               Определение трудоемкости аудита системы менеджмента качества

                   Продолжительность (трудоемкость) аудита СМК (Т) на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 и СТО Газпром 9001 приведена в Таблице Д.1.

 Продолжительность аудита системы менеджмента качества T, чел. × дни

Состав и предельные нормативы трудоемкости работ органа по сертификации при сертификации систем менеджмента

Численность персонала в заявителе на сертификацию, на деятельность которого распространяется СМК

Продолжительность аудита этап 1 + этап 2 (чел×день) для СТО Газпром 9001

Продолжительность аудита этап 1 + этап 2 (чел×день) для ГОСТ ISO 9001

(ГОСТ Р ИСО 9001)

1-5

2,25

1,5

6-10

3

2,0

11-15

3,75

2,5

16-25

4,5

3,0

26-45

6

4,0

46-65

7,5

5,0

66-85

9

6,0

86-125

10,5

7,0

126-175

12

8,0

176-275

13,5

9,0

276-425

15

10,0

426-625

16,5

11,

626-875

18

12,0

876-1175

19,5

13,0

1176-1550

21

14,0

1551-2025

22,5

15,0

2026-2675

24

16,0

2676-3450

25,5

17,0

3451-4350

27

18,0

4351-5450

28,5

19,0

5451-6800

30

20,0

6801-8500

31,5

21,0

8501-10700

33

22,0

 

>10701

Рассчитывается по формуле:

Т=12,9 (lg N-1,5)

Рассчитывается по формуле:

Т=8,6 (lg N-1,5)

 

                   Продолжительность аудита СМК, рассчитанная в соответствии с Таблицей Д.1., может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от следующих факторов.

     Факторы, увеличивающие продолжительность аудита СМК:

а) наличие сложной логистики, охватывающей более двух производственных объектов (несколько корпусов, рабочих площадок, подразделений, как юридических лиц);

б)  передача  на  аутсорсинг  любых  видов  деятельности,  входящих  в область сертификации;

в)   СМК охватывает чрезвычайно сложные процессы или относительно большое число уникальных видов деятельности;

г)   разнородность продукции;

д)  наличие  видов  деятельности,  требующих  посещения  временных площадок для оценки СМК заявителя на сертификацию.

     Факторы, уменьшающие продолжительность аудита СМК:

а) отсутствие этапа проектирования и обоснованность исключения его из области сертификации СМК;

б) риски,     связанные     с     процессами     изготовления      продукции, отсутствуют или незначительны;

в) высокий уровень зрелости СМК;

г)  анализ  интегрированной  системы  менеджмента  или  комплексный анализ двух и более объединенных систем менеджмента;

д) предварительное знакомство с системой менеджмента заявителя на сертификацию (например, сертификация системы менеджмента ранее тем же органом по сертификации на соответствие требованиям другого стандарта);

е)  малая сложность видов деятельности, охваченных СМК, в том числе:

  1. все процессы связаны с одним видом деятельности;
  2. имеются  объективные  свидетельства  того,  что  идентичные  виды деятельности осуществляются в нескольких рабочих сменах;
  3. значительная         часть    персонала   осуществляет     схожие    простые функции.

 

 

Методика оценки трудозатрат и продолжительности проведения
аудита органом по сертификации систем менеджмента ООО «КЦ «Перспектива»

      

     Стоимость работ ОС СМ сертификации СМК определяется по формуле:

С=1,35*(I*Т)+Ккр

     где:

      I - трудоемкость сертификации СМК, чел-дн. Определяется в соответствии с табл. 1, 2;

      Т - дневная тарифная ставка эксперта (аудитора), руб.;

     Тр – транспортные расходы;

     П р и м е ч а н и е: дневная тарифная ставка эксперта (аудитора) рассчитывается с учетом количества привлекаемых к заявке эксперта(-ов) по формуле:

Т=ΣТэ,

      где

      Т- минимальная дневная ставка эксперта (аудитора), руб.; Принять Тэ=15,000 – 40,000 в зависимости от квалификации эксперта.

      Кк – командировочные расходы;

     1,35% - коэффициент, учитывающий уровень рентабельности;

Продолжительность проведения сертификации (первый и второй этапы) определяется в аудитоднях в соответствии с нижеприведенными таблицами 1, 2 на основе 8-часового рабочего дня.

Количество аудитодней нельзя сокращать за счет увеличения продолжительности рабочего дня.

Продолжительность проведения аудита на месте при сертификации системы менеджмента не может быть менее 80 % расчетной величины, а составление планов, отчетов, актов не может превышать 20% расчетной величины.

Фактическая численность персонала организации-заказчика используется в качестве основы для расчета продолжительности сертификации (таблицы 1, 2).

При определении продолжительности сертификации систем экологического менеджмента, систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья помимо фактической численности персонала, учитывается сложность организации (таблица 3) и значимость экологических аспектов, рисков в области охраны труда.

Продолжительность сертификации системы менеджмента основана на пяти основных классах сложности рисков организации с точки зрения их характера, значимости и деятельности организации, которые существенно влияют на время работы аудитора.

К рискам организации относятся аспекты, связанные с применяемой системой менеджмента: экологические аспекты, риски в области охраны труда.

Определение класса сложности, исходя из осуществляемой деятельности, приведено в таблице 3 настоящего приложения.

 

   Таблица 1 - Взаимосвязь между фактической численность персонала и продолжительностью сертификации системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001.

Фактическая численность персонала проверяемой организации

Продолжительность аудита: (этап 1 + этап 2 (аудитодень)

Фактическая численность персонала проверяемой организации

Продолжительность аудита: (этап 1 + этап 2 (аудитодень)

1-5

1,5

625-875

12

6-10

2

876-1175

13

11-15

2,5

1176-1550

14

16-25

3

1551-2025

15

26-45

4

2026-2675

16

46-65

5

2676-3450

17

66-85

6

3451-4350

18

86-125

7

4351-5450

19

126-175

8

5451-6800

20

176-275

9

6801-8500

21

276-425

10

8501-10700

22

426-625

11

>10700

Устанавливается органом по сертификации, согласно вышеприведенной прогрессии

 

     Примечание: в таблице приведено минимальное базовое количество аудитодней.

 

     Таблица 2 - Взаимосвязь между фактической численность персонала, классами сложности и продолжительностью сертификации системы экологического менеджмента и системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (ISO 14001:2004), ГОСТ 12.0.230-2007, ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007.

Фактическая численность персонала проверяемой организации

Продолжительность аудита: (этап 1 + этап 2)

(аудитодень)

Фактическая численность персонала проверяемой организации

Продолжительность аудита: (этап 1 + этап 2) (аудитодень)

Класс сложности (таб.3)

Класс сложности (таб.3)

высокий

средний

низкий

ограниченный

высокий

средний

низкий

ограниченный

1-5

3

2,5

2,5

2,5

625-875

17

13

10

6,5

6-10

3,5

3

3

3

876-1175

19

15

11

7

11-15

4,5

3,5

3

3

1176-1550

20

16

12

7,5

16-25

5,5

4,5

3,5

3

1551-2025

21

17

12

8

26-45

7

5,5

4

3

2026-2675

23

18

13

8,5

46-65

8

6

4,5

3,5

2676-3450

25

19

14

9

66-85

9

7

5

3,5

3451-4350

27

20

15

10

86-125

11

8

5,5

4

4351-5450

28

21

16

11

126-175

12

9

6

4,5

5451-6800

30

23

17

12

176-275

13

10

7

5

6801-8500

32

25

19

13

276-425

15

11

8

5,5

8501-10700

34

27

20

14

426-625

16

12

9

6

>10700

Устанавливается органом по сертификации, согласно вышеприведенной прогрессии

 

Примечание: в таблице не рассматривается особый класс сложности, в этих случаях  продолжительность сертификации определяется и обосновывается в индивидуальном порядке.

 

 

  Таблица 3 - Связь между классами сложности и областями деятельности

Класс сложности

Область деятельности

Высокий

экологические аспекты, которые имеют важный характер и особую значимость (как правило, это организации, занятые в обрабатывающей или перерабатывающей промышленности, чья деятельность оказывает существенное влияние на ряд экологических аспектов)

Ведение горных работ и разработка карьеров

Добыча нефти и газа

Дубление ткани и одежды

Изготовление бумажной массы, как часть бумажного производства, включая переработку макулатуры

Нефтеперегонка

Химикаты и лекарственные препараты

Производство сырых материалов – металлы

Обработка неметаллических материалов и выпуск продукции, включая керамику и цемент

Производство электроэнергии на угольном топливе

Строительство и снос зданий

Переработка опасных и неопасных отходов, например сжигание

Переработка жидких промышленных отходов и очистка сточных вод

Средний

экологические аспекты со средним по значимости характером и важностью (как правило, производственные организации, чья деятельность оказывает существенное влияние на некоторые экологические аспекты)

Рыболовство/сельскохозяйственное производство, лесное хозяйство

Обработка ткани и одежды  (без дубления)

Производство пиломатериалов и деревянных изделий, обработка древесины

Бумажное производство, печатное дело

Обработка неметаллических материалов и производство продукции, включая стекло, глину, известь и т.п.

Поверхностная и другая химическая обработка готовых металлоизделий, в общем машиностроении

Изготовление транспортного оборудования – дорожного, железнодорожного, воздушного, морского, речного

Производство и распределение электроэнергии

Производство, хранение и распределение газа

Водопользование, водоочистка, водораспределение,

Оптовая и розничная торговля органического топлива

Производство пищевых продуктов и табака

Торговля недвижимостью

Технические испытания

Здравоохранение

Организация досуга

Низкий

экологические аспекты, имеющие наименее значимый характер (как правило, сборочное производство, характеризуемое небольшим количеством значимых экологических аспектов)

Гостиницы и рестораны

Литьевое прессование, формование и компоновка резин и пластмасс (кроме изготовления резиновых и пластмассовых полуфабрикатов – химическое производство)

Производство машин и оборудования, включая электрическое и электронное оборудование

Оптовая и розничная торговля

Ограниченный

экологические аспекты ограниченного характера (как правило, организации, занимающиеся административной деятельностью)

Корпоративная деятельность, управление организациями

Перевозка доставка грузов

Телекоммуникации

Общие деловые услуги

Образовательные услуги

Особые случаи

аспекты, требующие дополнительного и отдельного рассмотрения на этапе планирования аудита.

Ядерная энергетика

Государственное управление

Местные органы власти

Финансовые учреждения

 

   Примечание: ОС СМ должен принимать во внимание, что организации в той или иной отрасли не всегда относятся к одному и тому же классу сложности. ОС СМ должен иметь гибкую процедуру анализа заявки, чтобы обеспечить изучение конкретной деятельности организации при определении класса сложности. ОС СМ должен документировать все случаи снижения класса сложности экологических аспектов организаций, занятых в какой-либо конкретной отрасли.

 

  

Форма калькуляционной ведомости определения трудоемкости сертификации